80 офисов в 5 странах
Россия, Украина, Казахстан, ОАЭ, Канада

Порядок использования резервной ККТ

Если организация осуществляет розничную реализацию непродовольственных товаров с применением ККТ, а контрольно-кассовая техника часто выходит из строя, компания может приобрести резервный кассовый аппарат.

Но тут возникает ряд вопросов. Какой нормативно-правовой акт регламентирует порядок регистрации и использования резервной ККТ? Вправе ли организация использовать резервную ККТ по адресу обособленных подразделений, если кассовый аппарат будет зарегистрирован в ИФНС России по юридическому адресу компании? На них постарались ответить специалисты управления ФНС России по г. Москве в письме от 11.03.2011 г. N 17-15/022525, которое только в июле было зарегистрировано Минюстом России.

Налоговики в очередной раз напомнили о том, что в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, пользователи контрольно-кассовой техники должны применять исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

То есть Законом прямо установлена обязанность использования исключительно исправной кассовой техники при осуществлении торговых операций, выполнении работ или оказании услуг. При обнаружении неисправности кассиру (продавцу), работающему на ККТ, необходимо немедленно прекратить осуществление наличных денежных расчетов с покупателями (клиентами).

Далее при невозможности устранения небольшой неисправности своими силами необходимо вызвать специалиста центра технического обслуживания, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата, и внести соответствующую запись в журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132).

Кассир (продавец) совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на неисправной контрольно-кассовой технике так же, как при окончании смены, с отметкой в журнале кассира-операциониста (форма N КМ-4) неисправного кассового аппарата времени и причины окончания работы.
Действия кассира (продавца) при возникновении неисправностей указаны в пункте 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 г. N 104.

В законодательстве о применении контрольно-кассовой техники не определен порядок регистрации и использования резервного кассового аппарата.

Однако, как заключают специалисты ЦФНС, учитывая специфику торговой деятельности (большая сеть обособленных подразделений), организация на случай возникновения неисправностей и ремонта контрольно-кассовой техники, а также для того, чтобы режим ее работы не был нарушен, вправе дополнительно зарегистрировать кассовый аппарат в территориальной налоговой инспекции по месту нахождения одного из обособленных подразделений, в котором организация поставлена на учет.