80 офисов в 5 странах
Россия, Украина, Казахстан, ОАЭ, Канада

Кассы самообслуживания завоевывают российские магазины

Первый в мире супермаркет с кассами самообслуживания начал работать в 1992 году в супермаркете сети Price Chopper в Нью-Йорке. А до России они дошли сравнительно недавно.

Касса самообслуживания была изобретена доктором Ховардом Шнайдером и защищена в 1992 году патентами в США 5083638 и 5,168,961. Шнайдер назвал кассу самообслуживания «пороботc» (англ. роrobots), считая, что новый класс «сервисных роботов» станет платформой для его идей в области искусственного интеллекта.
Прошли годы, прежде чем эти системы получили широкое распространение, и почти два десятилетия, чтобы появиться в России. Кассы самообслуживания – это признак качественного нового уровня обслуживания, средство укрепления имиджа торгового предприятия.

Конечно, это дорого. Однако применение таких систем позволяет выявить множество их достоинств. В первую очередь, они избавляют от очередей – доказано, что пятую часть своего времени кассир тратит не на обслуживание покупателей, а на промежуточные операции (подсчет денег, выдача сдачи, инкассация). При использовании системы самооблуживания покупатель сканирует отдельные товары, откладывает их в пакеты, под которыми находятся контрольные весы, и оплачивает покупки наличными или пластиковой карточкой. Сдача выдается автоматически, а предприятие экономит деньги, которые пошли на зарплату кассиру.

Кстати, на одном рабочем месте кассира можно установить две автоматических кассы. Отсюда экономия площадей и отсутствие необходимости тратиться на мебель. Есть и мобильный вариант – когда при входе в магазин покупатель сканирует свою кредитку, берет с собой мобильного помощника и сканирует штрих-коды товаров в ходе путешествия по торговому залу. На выходе устройство сдается кассиру, который отмечает окончание покупок и принимает оплату.

По подсчетам исследовательской компании Clarendon Reports, касса самообслуживания может окупиться за полтора – два года.

Эти системы позволяют решать вопрос воровства со стороны работников – мало того, что они не могут вынести товары, так еще и нет возможности обсчитать или принять фальшивые купюры.  

От воровства среди покупателей поможет как традиционная охрана, видеонаблюдение и защитные рамки, так и контрольные весы на кассе. Например, если пронести товар мимо сканера, весы, установленные под столом упаковки, «заметят», что общий вес реального товара не совпадает с весом отсканированного.

Разом решается вопрос с наличностью – после приема от покупателя она фактически попадает в сейф, откуда ее крайне трудно извлечь, не имея на это специальных прав. Инкассация и пополнение подобных систем деньгами для размена осуществляется также автоматически.

Сегодня готовые решения предлагают многие производители кассового оборудования: IВМ, NCR, Wincor Nixdorf. По оценке Wincor Nixdorf, в Европе количество инсталляций разработанных компанией касс самообслуживания ежегодно растет на 60%. А в России прорыв произошел только в прошлом году, так как лишь в 2009-м в нашу страну начали поставляться кассы с полностью локализованным интерфейсом, всеми необходимыми российскими сертификатами, которые «умеют» принимать бумажные и металлические рубли. Началось все с замены экспресс-касс супермаркетов «островами сканирования и экспресс-оплаты», а закончится, думается, полным отказом от услуг кассиров в крупных торговых предприятиях. Другое дело, что сие новшество пока непривычно для россиян, которые и к супермаркетам-то привыкли не сразу.